23.05.1890

Решение было мотивировано тем, что развитие военного флота несовместимо с торговым судоходством.

В 1891 году на строительство феодосийского порта "в чаянии зашибить деньгу" пришел 23-летний Алексей Пешков. Позже, в рассказах "Мой спутник" и "Коновалов" А. М. Горький воссоздал картину тяжелейшего труда рабочих. Самому писателю на постройке порта поработать не удалось. Желающих и без него хватало. Зато здесь он познакомился с портовым грузчиком Иваном Поддубным. Эта встреча предопределила многолетнюю дружбу с известным русским борцом.

В 1892 году железнодорожная ветка Джанкой-Феодосия соединяет город с центральными губерниями России. В этом, как и в строительстве порта, огромная заслуга И. К. Айвазовского.

В 1895 году портовые сооружения завершены. Перенос коммерческого порта в Феодосию способствовал расширению торговли, что не замедлило сказаться на экономическом развитии города. Если в 80-х годах XIX в. среднегодовой вывоз товаров отсюда составлял 2151 тыс. руб., то в 1904 г. превысил 21 млн. руб. Главной статьей экспорта являлся хлеб.